19.08.2018 Надежда Плотникова 5 комментариев
Все дети развиваются по своему индивидуальному графику, и режим дня ребенка в 1 год может отличаться от распорядка остальных крох. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно топают, другие лишь ползают и ещё не сделали первые шаги. То же касается нервной системы детей: у кого-то она слабая, у некоторых позволяет прекрасно бодрствовать, только 1 раз прерываясь на сон днём.
Режим дня — установленная вами последовательности действий — залог выработанной привычки. Важно, чтобы малыш знал, что вы заботитесь о его здоровье и без еды, сна, гигиенических мероприятий ему не обойтись.
Содержание
- 1 Режим питания малыша в 1 год2 Сон ребёнка в 1 год
- 2.1 Сколько должен спать малыш?2.2 Дневной сон – одноразовый или двухразовый?
3 Основные режимные моменты
- 3.1 Подъём, умывание и утренняя гимнастика3.2 Приём пищи3.3 Прогулки3.4 Игры3.5 Развивающие занятия3.6 Гигиенические процедуры перед сном3.7 Засыпание
4 Режим дня ребенка в 1 год по часам
- 4.1 Вариант 1 (2 дневных сна)4.2 Вариант 2 (1 дневной сон)
5 Заключение
Режим питания малыша в 1 год
Многие российские педиатры утверждают, что приём пищи у ребенка необходим каждые 3 часа, но опытные мамы знают, что аппетит малыша играет большую роль в его жизни.
Введите правило в семье: «Нет перекусам!», чтобы не жаловаться на отсутствие аппетита у детей. Если малыш жует что-то, то в его мозг поступает сигнал о принятии пищи, потому потом аппетита у него не будет, и во время обеда или ужина чадо просто отвернётся от тарелки.
Сон ребёнка в 1 год
Сколько должен спать малыш?
Норма сна для малыша в возрасте 1 года составляет 12-13 ч в сутки, ночной сон занимает из них 10-11 ч, на сон днём 2-3 ч. Если режим отличается на +/- 1 ч в любую сторону, это вариант нормы. Если малыш бодр, спокоен, жизнерадостен, умеет сконцентрироваться на собственных действиях, у него отличный аппетит, он легко укладывается спать, с улыбкой просыпается, поводов для беспокойства нет.
Но если ребенок спит 16-17 ч в сутки, это должно вас насторожить, необходимо обратить внимание на другие симптомы и сообщить об этом педиатру.
Дневной сон – одноразовый или двухразовый?
Распорядок дня «годовасика» может быть одним из двух вариантов.
2-фазный сон днём, который состоит из 2 периодов по 1,5 часа каждый. Малыши, которые предпочитают такой режим сна, могут быть бодрыми около 4 часов. Вечером их нужно укладывать примерно в 22.00. В режим дня замечательно вписываются 2 длительные прогулки и питание 5 раз в день.1 длительный дневной сон. Для этого обычно нужна серьёзная перестройка режима дня. Малышей, которых 1 сон устраивает, можно причислить к «совам»: они просыпаются не раньше 7-8 ч. утра. Дневной сон у них длится не меньше 2-3 ч, начинается примерно в 13.00, завершается не раньше 15.30– 16.00. При этом кроху можно усадить за стол только 4 раза. Такой режим ребёнка в 1 год максимально приближён к условиям детей, посещающих дошкольное учреждение, потому адаптация при первых посещениях яслей наверняка пройдет без сложностей. Кроме того, у родителей крохи, который ложится отдыхать в 21.00, появляется немного больше свободного времени (при условии, что они тоже – «совы»).
Основные режимные моменты
Подъём, умывание и утренняя гимнастика
Утро малыша должно начинаться с умывания и подмывания. Обычно дети испытывают огромное удовольствие от игр в воде, можно использовать этот момент в формировании полезного навыка, позволяя ребёнку умываться самому. Перед этим каждый раз демонстрируйте ему, как правильно мыть лицо, руки, использовать мыло и полотенце.
Приучайте ребёнка мыть перед едой и после прогулки руки, а также к закаливающим водным процедурам по утрам.
Гимнастика годовалого ребёнка так же важна, как и гигиенические мероприятия. Она может включать следующие упражнения:
- ползание на четвереньках;ходьба с поддержкой, опорой и самостоятельное передвижение;ходьба по узенькой дорожке;приседание с поддержкой и без неё;доставание игрушки с небольшой высоты;залезание на кровать, кресло, диван, стул, слезание с этих предметов мебели;ползание сквозь обруч и под препятствиями;наклоны при фиксированных коленях;поднимание ног из положения лежа до угла 90°;«велосипед»;подъём из лежачего состояния в положение сидя;подъём рук поочерёдно, движения руками как в боксе;броски мяча 2 руками;ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
Приём пищи
График приёма пищи малыша зависит от того, сколько раз он спит днём, каков режим дня ребенка в 1 год.
При 2-фазном режиме сна малыша можно успеть покормить 5 раз, при одном дневном сне – 4 раза. Если ребёнок находится на ГВ, грудное молоко прекрасно подойдёт для 1-го завтрака и кормления перед укладыванием на ночь (при искусственном вскармливании его заменит молочная смесь).
На второй завтрак, обед и ужин малыш получит питание с общего стола – каши, салаты, супы, кисломолочные продукты, варёные и тушеные овощи, фрукты, ягоды, блюда из мяса и рыбы. В этом возрасте пищу не следует перетирать. Мясо и рыбу можно мелко резать, чтобы развивать жевательный рефлекс и сформировать правильный прикус.
Если какой-то продукт не понравился малышу, не следует его исключать, подмешивайте его в блюда понемногу, чтобы ребёнок привыкал к его вкусу и не лишался питательных веществ.
Перечень продуктов, которые под запретом для малыша: всё острое, пряное и жареное, цитрусовые, орехи, копчености, консервы, колбаса, грибы и кондитерские изделия. Вместо магазинных конфет можно угощать ребёнка фруктами и ягодами.
Старайтесь воспитывать навыки аккуратности у малыша во время еды, научить пользоваться салфетками, носовым платком, полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером.
Прогулки
Оптимальное время для прогулок выбирает мама, наблюдая за малышом и преследуя цели, которые ставит на время выхода из дома. К примеру, если желаете активного времяпровождения с максимумом впечатлений для крохи (что может включать катание на качелях, общение со сверстниками, кормление голубей в парке), лучше выйти на улицу в часы максимальной активности ребёнка — после завтрака или дневного сна.
Необходимо учесть и сезонность. В зимнее время, поздней осенью и ранней весной, когда рано темнеет, прогулка в послеобеденное время хуже, чем выход на улицу с утра – прогулки в сумерках интересны подросткам, а не малышам. В знойные дни лучше выходить на улицу до 11.00 и после 16.00, когда солнце не в зените. Важно, чтобы время прогулки было наполнено интересными делами, сколько бы она ни длилась.
Если мама на прогулке должна справиться с какими-то делами (к примеру, сходить в магазин), а малыш не любит такие мероприятия (это и понятно, он хочет играть и узнавать что-то новое), задача усложняется. В таком случае постарайтесь подстроить совместный режим, чтобы выйти на улицу, а ребёнок поспал в это время.
Длительность прогулки малыша во многом зависит от погоды. Поздней весной, летом и ранней осенью прогулки могут длиться долго – до 2 ч. Лучше, если ребёнок гуляет 2 раза в день, в одно и то же время.
Поздней осенью, зимой и ранней весной длительность прогулки годовалого ребёнка не должна быть больше 60 минут. Если гуляете меньше, стоит выйти на улицу 2-й раз за день.
Игры
Все малыши обожают учиться чему-то новому: строить и рушить созданное ими, поднимать с пола и бросать из кроватки. Для этой цели идеально подойдут пластмассовые или мягкие кубики. Также хорошо играть в годовалом возрасте сортёром, конструктором с крупными деталями.
Вы можете оказать помощь ребёнку в изучении изображений, цвета, строить дома. Собирайте пазлы с элементами большими размерами, учитесь клеить аппликации. Такие игры очень сближают.
Игры с пирамидками тоже будут кстати: при покупке выбирайте варианты с большими кольцами, чтобы ребёнку было удобно их взять и нанизать на стержень.
На куклах можно продемонстрировать малышу, где находятся уши, глаза, нос, волосы, руки и ноги. Потом можно спрашивать: «Где у Нади ушки?» и просить их показать. Подражая действиям родителей, братьев и сестёр, малыш станет заботиться о куколке – одевать, кормить и поить, укладывать спать, жалеть, садить на горшок.
Очень важны в этом возрасте книжки. Даже если малыш не может понять, о чём речь, он слышит знакомый голос, узнаёт некоторые слова, изучает картинки вместе с вами. Задавайте своему чаду вопросы, покажите, что изображено на картинках, с каждым месяцем усложняя свои рассказы и вопросы.
Сказки в стихах представляют особый интерес в жизни малыша: стихотворный ритм лучше воспринимается, именно их он будет повторять, когда начнёт говорить.
Пальчиковые игры, цель которых – развитие мелкой моторики и речи, могут оказаться хорошим методом обучения.
Многие любят играть с посудой, такие занятия можно разнообразить, используя подручные средства: крупы, фасолинки, макароны разной формы, жидкости в пластиковых бутылках. Ребенок может лить воду из одной миски во вторую, вылавливать предметы в воде, перебирать крупы и таким образом учиться владеть собственным телом.
В этом возрасте можно проводить занятия с пластилином под присмотром взрослых, чтобы ребёнок научился лепить колбаски и колобков. Необходимо внимательно следить, чтобы пластилин не попал в рот чаду. Можно изготовить или купить пальчиковые краски: у малыша будет моря эмоций от рисования ладошками и пальчиками.
Развивающие занятия
Малыши в этом возрасте мыслят образами, не оперируют абстрактными понятиями, потому в играх нужно задействовать множество предметов или изображений. Кубики, куклы, мячи, яркие книжки, мягкие игрушки станут замечательным реквизитом для развивающих занятий.
Желание творить у годовасика заявляет о себе, однако он не всегда получает то, что задумал, и тогда интерес к делу теряется. Помогайте малышу, направляйте пальчики, сообщайте, что делаете и почему, чтобы интерес к творчеству созревал постепенно.
В этом возрасте важно устраивать игры для развития речи. Вы можете пропускать слова в его любимой сказке или песне, повторять звуки («Как летит самолет?», «Как мурлычет кошка?», «Как лает собака?», «Как жужжит пчела?»). Показывайте предметы и просите, чтобы малыш называл их.
Гигиенические процедуры перед сном
Для малыша важен регулярный уход за кожей, т. к. она у него очень нежная, подвержена повреждениям. Родители, допуская небольшие погрешности в уходе за ребенком, вызывают у него беспокойство. К примеру, чадо одели слишком тепло, что привело к возникновению потницы, или его не вовремя подмыли, появились опрелости, зуд, жжение.
Не реже 2 раз в неделю малыша нужно купать перед сном. После 1 года это можно делать в большой ванне, а после 2 лет стоит приучать принимать душ. Если в какой-то день вы не купаете малыша перед сном, обязательно подмойте его и вымойте ему ножки.
Следует коротко стричь ногти по мере необходимости маленькими ножницами с загнутыми концами. Моя малышу голову, следите, чтобы шампунь не попал ребёнку в глаза.
Засыпание
Желательно, чтобы к годовалому возрасту ребёнок научился засыпать без укачивания или соски. Так будет проще вам, но не ему. Хотя, конечно, такой совет крайне непросто выполнить.
Режим дня ребенка в 1 год по часам
Вариант 1 (2 дневных сна)
ВремяЗанятие6.30Малыш просыпается. Гигиенические процедуры, гимнастика, переодевание.7.30Первый завтрак.8.00Игры, период бодрствования.10.00Сон.12.00Обед.12.30Переодевание, прогулка.15.00Сон.16.30Полдник.17.00Прогулка, игры.19.30Ужин.20.00Ванна, массаж.20.30Укладывание, ночной сон.
Вариант 2 (1 дневной сон)
ВремяЗанятие7.00Малыш просыпается. Гигиенические процедуры, гимнастика, переодевание.8.00Первый завтрак.8.30Игры, одевание.9.00Прогулка11.00Переодевание, игры дома12.00Обед, укладывание на дневной сон.13.00Сон.16.00Полдник16.30Прогулка, игры.19.30Ужин.20.30Ванна, массаж, тихие игры, чтение книжек.21.30Кефир перед сном, укладывание, отбой.
Заключение
Режим ребёнка в 1 год необходим для нормального развития крохи, устойчивости его нервной системы. Родители, который считают, что четкий распорядок малышу не нужен, рискуют в итоге получить ребенка, который не поддаётся воспитанию. Без достаточного количества сна кроха постоянно возбужден, это мешает его адекватному восприятию окружающего мира, общению с близкими и сверстниками, учёбе и развитию. Подбирая режим, следует учитывать потребности и желания вашего малыша.
А каково ваше мнение по поводу режима годовалого ребёнка – нужен ли он? Будем рады обратной связи в комментариях к этой статье.
Надежда ПлотниковаСпециальный психолог
Источник: