T
У историка Сергея Зотова, в 2018 году ставшего лауреатом премии «Просветитель» за книжку «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии», вышла новенькая книжка, на сто процентов посвященная алхимии. «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный» скажет о том, как данной для нас загадочной наукой занимались в различных странах. Китайцы гласили не лишь о эликсирах, но и о потоках энергии, помогающих достигнуть бессмертия. Индийцы, кроме того что получали в лаборатории золото и лекарства, также пробовали обрести разные сверхспособности, используя златодельческие метафоры. Арабы с помощью алхимии находили золото не лишь в философской печи, но и в гробницах фараонов. А европейцы верили: зная о ней, можно возвысить душу, вылечить тело, получить богатства либо силу. Даже в XX веке алхимией занимались в Европе, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), преследуя разные цели: к примеру, развивая психологию, пытаясь обогатиться либо изменяя структуру мировой экономики.
Поверьте, чем бы вы ни занимались в современном мире, быстрее всего, это как-нибудь соединено либо было соединено с алхимией. В Индии целебная алхимия стала принципиальной частью хатха-йоги, тантрических практик и аюрведы. Китайские представления о алхимии воздействовали на становление медитативных практик, при помощи которых люди и сейчас пробуют гармонизировать свою энергию ци. Арабов энтузиазм к алхимии сподвигнул расшифровывать иероглифы, находить сокровища фараонов и мумий, которые употреблялись в качестве фармацевтического средства, — благодаря сиим практикам появилась цепочка событий, которая привела к созданию египтологии. В Европе, где златоделие сделалось в особенности всераспространенным, королевское искусство просочилось во все сферы жизни, а поэтому по сей денек мы лицезреем алхимические аллюзии практически всюду: от пьес Шекспира до новейшей коллекции Gucci.
{«points»:[{«id»:27,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:29,»properties»:{«x»:-1,»y»:2,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:360}}],»steps»:[{«id»:28,»properties»:{«duration»:360,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}
Да, вы не ослышались: алхимическая символика просочилась и в модную промышленность. Даже всем знакомый набор традиционных цветов в одежке — темный, белоснежный и красноватый, судя по всему, пришел из потаенной науки, где воплощался в фазах изготовления философского камня (на латыни именуемых нигредо, альбедо и рубедо). Сейчас кутюрье по всему миру, от самых именитых до андеграундных и малоизвестных, употребляют средневековые златодельческие образы для собственных коллекций. По просьбе BURO. Сергей Зотов составил интерактивную выборку загадочных изображений.
GUCCI
Самый узнаваемый престижный бренд из всех, что увлекаются алхимией, — Gucci. В 2017 году марка выпустила подарочный каталог, представляющий из себя коллаборацию испанского художника Игнаси Монреаля и креативного директора Gucci Алессандро Микеле. На его обложке применены образы со средневековых резных древесных алтарей и с картин Иеронима Босха, которого ряд исследователей считали последователем алхимического искусства.
На одном из изображений каталога мы лицезреем алхимического андрогина (человека с головами мужчины и дамы), в златоделии обозначающего нужное для сотворения философского камня соединение ртути и серы — 2-ух чистейших субстанций, из которых, как числилось, состоят все сплавы. Как соединялись в одно тело мужик и дама, так же в пробирке алхимика соединялись ртуть и сера. Знаками этих субстанций в старых трактатах служили Солнце и Луна, изображения которых мы лицезреем на головах необыкновенного существа. В интерпретации Gucci андрогин носит свитшот с винтажным логотипом бренда и фирменный кулон. В книжке «История алхимии» есть подробные описания изображений андрогинов, сделанных с XV по XIX век.
Иной образ Gucci, «рука таинств», был навеян алхимическим изображением «руки философа», взятым из трактата Освальда Кролла «Герметическое расчудесное древо», сделанного в XVII веке. Каждой части ладошки соответствует определенный хим элемент и его знак. Корона с луной значит селитру, звезда — купорос, солнце — нашатырь, фонарь — квасцы, ключ — соль. В центре ладошки — рыба и огнь, символизирующие две базисные субстанции, из которых, как считали алхимики, состоят все сплавы. Приятная схема помогала стремительно вспомянуть о нужных ингредиентах: довольно было посмотреть на свою руку. С помощью таковых аллегоричных изображений златоделы нередко шифровали и запоминали информацию. В версии Gucci на руку надет фирменный браслет.
В каталоге есть и остальные изображения рук, отсылающие к бессчетным аналогам из алхимических трактатов. Радуга у златоделов обозначала семь узнаваемых металлов и планет, связанных друг с другом незримой связью. Кусающий себя за хвост змей — уроборос — иллюстрирует цикличность алхимических действий: так же, как в природе рождение сменяется гибелью, в дистилляционном аппарате происходит повторение операций растворения и сгущения.
В 2019 году Gucci выпустил серию духов, ароматичных масел и свеч под заглавием «Алхимический сад», либо «Hortus Sanitatis», «Сад здоровья». Флаконы с духами напоминают склянки аптекарей и алхимиков, а использованные для сотворения запахов травки (и остальные материалы, к примеру папирус) отсылают к прогулке по алхимическому саду — месту, где древнейшие экспериментаторы выращивали и собирали нужные для целебной алхимии ингредиенты.
На фото в каталоге сосуды с духами и благовониями (всего их семь — по числу металлов, применяемых златоделами) расставлены рядом с астрономическими инструментами, которые нередко можно узреть в лабораториях алхимиков, запечатленных нидерландскими живописцами. Мысль Gucci заключалась в том, что парфюм может возвращать мысли человека с помощью ассоциаций с запахами в остальные времена и места с помощью собственного рода «алхимии». Обладатель коллекции запахов может трансформировать их по собственному желанию, добавляя к духам ноты аромамасел либо цветочной воды, как «алхимик работал бы над поиском формулы золота».
Крышечки флаконов также намекают на золото, которого так жаждали адепты алхимического искусства. Любая из бутылочек находится в особом сундучке и муаровом ридикюле. В оформлении сундучков употребляются всераспространенные алхимические знаки, воплощающие воздушную стихию и мудрость совы, отсылающие к яду змеи и солнечные лучи, в древних трактатах украшавшие изображения философского камня.
{«points»:[{«id»:41,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:43,»properties»:{«x»:0,»y»:-1,»z»:0,»opacity»:0,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:42,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}
CUARZO
THE CIRCLE
Почти все наименее известные парфюмерные бренды, к примеру испанский Cuarzo The Circle, выбирали слово «алхимия» в качестве наименования серии. Их запахи разлиты по флаконам из кварца, напоминающим драгоценные артефакты златоделов. Числилось, что кварц владеет волшебными качествами. В Египте алхимики с помощью расцветки кварца подделывали драгоценные камешки (сами они считали, что трансформируют суть камня). А у известного британского любителя потаенных наук Джона Ди (1527–1609) в лаборатории был кварцевый шар для гаданий.
SIGIL SCENT
Еще несколько натурфилософских запахов сделали парфюмеры компании Sigil Scent. Уже сам бренд отсылает к мистике — сигилами называли волшебные печати, использовавшиеся для вызова духов (а время от времени их отрисовывали на амулетах из алхимического золота). Таинственные наименования Anima Mundi и Prima Materia прямо соединены с теориями златоделов — Первоматерией они называли изначальную субстанцию, из которой произошли все сплавы, а Мировую душу, то есть идею одухотворенности всего вселенной, изображали в виде оголенной девы, стоящей на земном шаре.
CHRISTIAN DIOR
Бритт Моран и Эмилиано Сальчи сделали для знаменитого престижного дома Dior неповторимые интерьеры, отсылающие к страсти Кристиана Диора к XVIII веку. Для сотворения драгоценных изделий они употребляли золото, серебро и бронзу, возлюбленные алхимиками, а в довершение всего расположили свои творения в шикарные комнаты итальянских палаццо, увенчанные астрологическими фресками. В схожем зале в XVI веке проводил опыты Франческо Медичи, увлеченный алхимией и астрологией. Специально для его натурфилософских изысканий был построен потаенный кабинет «Студиоло» в палаццо Веккьо во Флоренции. Студиоло служил собственного рода лабораторией с музеем и библиотекой. Снутри комната была украшена фресками на герметические сюжеты. На сводах изображены аллегории 4 стихий, а на медальонах в стенках размещены картины со сценами, соотносящимися с элементами воздуха, воды, огня и земли.
В 2014 году Dior выпустил новогоднюю серию косметики «Золотой шок». Создатели попробовали воплотить в ней «алхимию грубого цвета и железного блеска». Флаконы для косметики напоминают алхимическую посуду. Цвета мейкапа — белоснежный, темный, желтоватый и красноватый — тоже неслучайные. Они совпадают со стадиями производства философского камня из свинца: содержимое лабораторного сосуда, по описаниям алхимиков, попеременно становилось черным, белоснежным, желтоватым и красноватым. В Средневековье эти стадии называли нигредо, альбедо, цитринитас и рубедо.
Не обошли вниманием королевское искусство и парфюмеры Dior. Культовый запах Poison, то есть «Яд», отсылает к старой науке: «его особенная алхимия сотворена с помощью богатой консистенции пряных, фруктовых и амбровых нот с чувственными медовыми и мускусными аккордами». Дизайн флакона вдохновлен пузырьками, стоявшими в особых шкафчиках для ядовитых веществ в кабинетах аптекарей и алхимиков. Крайние нередко были отравителями — к примеру, в собственной новейшей книжке я рассказываю про Елисея Бомелия, британского палача при дворе Ивана Сурового, который не лишь отравлял неугодных царю с особенной беспощадностью, но и посвящал Сурового в алхимические потаенны.
RICK OWENS
Авангардный дизайнер из Америки в 2007 году сделал коллекцию «алхимической» мебели. Бронзовые стулья с треугольными сиденьями из черной кожи отсылают к алхимии не лишь через материалы и цвета. Треугольники в златоделии обозначали четыре стихии. В алхимических трактатах четыре треугольника нередко соединялись в шестиконечную звезду, что означало полноту философского камня, вбирающего в себя все стихии сходу.
Основанный в 2007 году в Майами Бич бренд Alchemist («Алхимик») в коллаборации с Риком Оуэнсом сделал «алхимическую» версию именитых кроссовок-геобаскетов. Логично, что они, в отличие от традиционных, серебристого цвета: алхимики считали, что с помощью философского камня можно превращать неблагородные сплавы не лишь в золото, но и в серебро.
TIFFANY & CO.
Знаменитая нью-йоркская ювелирная компания не раз прибегала к алхимическим аллюзиям. В рекламе собственного парфюма Tiffany указывает воображаемую «современную алхимическую лабораторию», где занимаются дистилляцией безупречных дамских духов. На деле алхимики время от времени тоже изготавливали косметику и парфюмерию. Это видно даже по тому, что под одной обложкой алхимик часто собирал тексты на полностью различные темы: алхимические сочинения могли перемежаться с астрологическими схемами, изображениями фармацевтических травок, чертежами разных аппаратов, рецептурой изготовления духов и т. д.
ON AURA TOUT VU
В летнюю пору 2019 года парижский бренд On Aura Tout Vu выпустил коллекцию одежки Alchimia в честь собственного 20-летия. Посреди аллюзий не лишь цвета алхимических стадий и металлов, но и тканевые вставки с изображениями, взятыми из алхимических гравюр. К примеру, на одном из платьев видны эмблемы со львами и людьми с головами-планетами из прославленного трактата «Убегающая Аталанта» германского алхимика и личного доктора правителя Рудольфа II Михаэля Майера (1569–1622).
{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:0,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}
CLOSET
OF MYSTERIES
CUCCULELLI SHAHEEN
Юный бренд, основанный в 2017 году брачной парой дизайнеров, выпустил свою первую (на данный момент из 10) коллекцию женской одежки на тему алхимии. Alchemy + Mysticism представляет собой переосмысление загадочных образов — созвездий и цветов 7 металлов. Дизайнеры не делали прямых аллюзий на королевское искусство, но употребляли при изготовлении платьев золото, серебро и драгоценные камешки — опал, оникс и кварц.
В магазинчике неформальной одежки Closet of Mysteries можно приобрести майку с алхимическим девизом «Сгущай и растворяй» и изображением, скопированным из британского трактата «Коронация природы».
{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:0,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}
{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:0,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}
ALEXANDER MCQUEEN
В коллекции Alexander McQueen осень-зима 2017 платьица украшены вышивкой с магическими знаками, позаимствованными из трактатов старых златоделов. Солнце, нескромно расположенное в нижней части платьица, взято с одной из страничек самого богато увенчанного алхимического трактата всех времен «Сияние Солнца», сделанного в 1531–1532 годах в Германии. Изображение светила на закатном небе являет собой знак рубедо — финишной стадии сотворения философского камня, на которой эликсир становился красноватым и мог превращать неблагородные сплавы в золото. Чуток выше мы лицезреем изображения 2-ух «рук философа», уже знакомых нам по коллекции Gucci.
UNDERCOVER
В коллекции осень-зима 2017 японского бренда Undercover нежданным образом возникает пуховик с алхимическим принтом на спине. Эта таинственная эмблема взята из печатного трактата «Розарий философов», истинной библии алхимиков. Но «Розарий философов» стал известным не из-за текста: его символические иллюстрации смогли выразить сущность величавого делания куда более четко, чем бессчетные афоризмы. Набор из приблизительно 20 иллюстраций в 1550 году перешел в первопечатные книжки, и тут мы лицезреем одну из версий, сделанную германцем Иоганном Мюлиусом в 1612 году. На ней изображен алхимический андрогин, воплощающий сочетание несочетаемых субстанций — мужской серы и женской ртути, нужных для сотворения философского камня. Двуглавый триумфатор ведет на поводке послушливого льва и стоит у древа, любой плод которого припоминает Солнце, — все эти знаки обозначали чистейшее золото. Любопытно, что вначале гравюра не была раскрашена — это несколько десятилетий вспять поправил английский энтузиаст исследования алхимии и живописец Адам МакЛин.
Все алхимические изображения взяты из книжки Сергея Зотова «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный».
false7671300falsetruetrue{«width»:1000,»column_width»:36,»columns_n»:18,»gutter»:20,»line»:25}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}»}
Источник: