Как изменились наши отношения с одеждой за год пандемии. Рассказывает шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева

Год назад мы сели на карантин, тогда надеясь, что через пару недель вернемся к привычной жизни, но ситуация в мире явно вышла из-под контроля, и ближе к апрелю 2020-го стало ясно — полностью к прежней жизни мы не вернемся. Изменения коснулись всех сфер, в том числе и моды — мы попросили шеф-редактора журнала «Теория моды» Людмилу Алябьеву рассказать, как за этот год трансформировались отношения с одеждой, какие новые практики появились, какие исчезли совсем.

НЕ ПИЖАМА, А ХУДИ

 

 

Как только начался локдаун и было совершенно непонятно, насколько это все затянется, как исследователю моды мне стало сразу интересно наблюдать за изменением отношений людей с их повседневным гардеробом: какую одежду стали носить чаще, а про какую вообще забыли и, кажется, не вспоминаем до сих пор. В фокусе фэшн-исследований также оказались все потребительские привычки в целом, реакция производителей на эти изменения, модная фотография, кампейны, показы — всей индустрии пришлось переиграть саму себя, чтобы подстроиться под внезапно новые условия и выживать. И несмотря на то что этот вопрос все еще находится в стадии становления, нам уже удалось сделать много интересных открытий. В первую очередь, наши отношения с одеждой стали более чувственными и тактильными.

 

 

 

ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ НА КАРАНТИНЕ СТАЛ ПОИСК УДОБСТВА И КОМФОРТА ДЛЯ САМИХ СЕБЯ, А НЕ ПОПЫТКА НАРЯДИТЬСЯ ДЛЯ ДРУГИХ.

 

 

Причем, как многие выяснили через несколько недель работы из дома, пижама не стала оптимальным гардеробным решением в этой ситуации, потому что одежда — это то, что нас дисциплинирует, с помощью нее мы могли физически ощутить переход из домашнего пространства в офисное. Именно поэтому не пижама стала униформой карантина, а различные оверсайз-рубашки, худи, удобные мягкие свитеры и прочие трикотажные вещи, которые были удобны как и для работы из дома, так и соответствовали уличному дресс-коду.

ОПЫТ ВОЙНЫ…

 

 

Поддержание своего привычного уклада жизни с помощью одежды — очень важная практика, в том числе и психологическая. И мода во все времена играла такую роль. Многие журналисты и исследователи вспоминали Вторую мировую войну, и все, что происходило с модой в то время, как она помогала противостоять страшной силе этой всеобщей катастрофы, и как человечество сохранилось благодаря всем этим практикам, которые зачастую считаются неважными и легкомысленными. Я имею в виду одежду, косметику, прически. В период Второй мировой даже британский Vogue продолжал выходить c различными рекомендациями по уходу за собой и своим внешним видом. Мне кажется, приводя такие примеры, очень сложно переоценить значение моды и масштаб ее влияния на все человечество. В общем-то в случае с пандемией коронавируса можно провести аналогичную параллель.

 

…И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ

 

 

Еще одним важным для исследований моментом стало усиление экоповестки, а точнее, ее активация. Поскольку время замедлилось, а мы на длительный период остались заперты со своими существующими гардеробами, у нас появилась возможность наконец разобрать их, увидеть, что у нас есть в наличии и что нам реально нужно. В отсутствие поводов и возможности выходить и выгуливать свою одежду, мы задумались, а нужно ли нам что-то еще. В процессе разбора своих гардеробов многие выкопали какие-то вещи, которые до сих пор актуальны, в буквальном смысле приблизились к своим вещам, рассмотрели их и поняли, что что-то можно подлатать, подшить, перекрасить или даже переделать. До пандемии важность устойчивого развития в моде была очевидна, но постоянно нужно было купить что-то новое, чтобы пойти сюда, полететь туда — и так бесконечно. А когда все социальные истории рассосались, выяснилось, что ничего нам и не надо.

 

 

 

 

И вот это пребывание с теми вещами, которые у нас уже есть, научило нас некоторой скромности. Этот опыт показал всем нам, что можно обходиться с гораздо меньшим количеством вещей. И я думаю, что такой минимализм потребления и останется с нами и тренд на осмысленность будет нарастать. Если мы не столкнемся с этим, то случится что-то похуже пандемии и мы просто не поймём, как с этим жить. Вещей слишком много. Коллеги из Дании проводили исследование, в результате которого выяснили, что нам нужно отказаться от 70% вещей.

 

 

 

ВСЕЙ МОДЕ НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ 70% ТОГО, ЧТО ОНА ПРОИЗВОДИТ. ИНАЧЕ ПЛАНЕТА ЗАДОХНЕТСЯ, И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ ПРОСТО БУДЕТ НЕГДЕ ЖИТЬ.

 

 

 

У меня, например, уже нет такой необходимости пополнять свой гардероб, просто потому что это довольно бессмысленно — трата времени и денег. Мода и наши повседневные гардеробные практики сейчас в процессе пересборки, переосмысления, и, конечно, в итоге мы будем иметь дело уже с другой индустрией.

 

Журнал «Теория моды»

Источник: buro247.ru

Домашний доктор