Приветствуем вас, дорогие читатели, на страницах нашего блога. Многие родители испытывают страх за своего малыша, отправляя его в первый класс. Комфортно ли ему будет в коллективе? Проявятся ли способности к каким-нибудь предметам? А если ребенок слишком активен, не помешает ли это в получении знаний? И вот над последним моментом особенно стоит задуматься. Как будет себя вести гиперактивный ребенок в школе? Что делать для того, чтоб адаптация его прошла «безболезненно» и результативно?
В этой статье вы получите ответы на свои вопросы. Вы познакомитесь с признаками этого состояния, его характеристикой и узнаете о том, как вести себя правильно, чтоб помочь малышу.
Содержание
- СитуацияЧто такое гиперактивностьПоказатели и симптомы гиперактивностиЗаблуждения взрослыхРекомендацииОсобенностиПоследствия
Ситуация
Мальчик Кирилл пошел в 1 класс. В своем семилетнем возрасте он хорошо читает, пишет и считает. Это любознательный, сообразительный и активный ребенок. Родители были уверены в том, что он сможет найти применение своим способностям и легко адаптируется в начальной школе. Но результат не оправдал ожидания.
В классе из 30 человек концентрация внимания на одном процессе дается ему с трудом. Его активность направлена не в то русло: он перебивает учителя, отвечает без спроса, вскакивает с места. Преподаватель вынужден посадить мальчика за последнюю парту. Расстояние мешает ребенку воспринимать речь взрослого. Он начинает заниматься своими делами: задирает одноклассников, кидается бумажками и вертится.
Кирилла отсадили подальше от ровесников, несколько изолировав его от остальных. Но активность ребенка никуда не исчезла, и он ищет выход для нее. Пока учитель занят у доски, мальчик прячется под партой, ползком пробирается к двери и выходит из класса на прогулку по школе. Учительский коллектив боролся с этим 6 месяцев, но справиться с проблемой не смог. Маме предъявили ультиматум: или она переводит Кирилла в другое общеобразовательное учреждение, или педагоги добьются его перевода в специализированную школу.
Это начало серьезной проблемы. Необходимо принять все меры, чтобы исправить ситуацию и помочь первокласснику.
Что такое гиперактивность
Это состояние характеризуется чрезмерной потребностью в движении. Гиперактивному ребенку свойственна повышенная активность, неусидчивость, трудность в концентрации внимания.
У таких детей нарушена работа процессов возбуждения и торможения. Первое у них преобладает над вторым. По нормам на работу этих процессов уходит одинаковое время. Гиперактивный ребенок возбуждается очень быстро, почти мгновенно, а его нервная активность снижается значительно медленней.
Возьмем, к примеру, всем известную ситуацию. В классе тишина, дети сосредоточенно выполняют задания учителя. Но тут за окном пролетает яркий воздушный шар. Какой будет реакция детей?
1.Большинство из них нестандартная ситуация отвлечет на короткое время. Они посмотрят на шар, скажут что-нибудь незначительное и спокойно примутся за работу, как только он скроется из поля зрения.
2.Кто-то из ребят оторвется от дела с трудом и не сразу. Взглянув на шар, они с энтузиазмом продолжат выполнение заданий.
3.В классе будет и тот, кто не усидит на месте, увидев шар. Такой ребенок бросится к окну и не покинет свой «пост», пока отвлекающий его предмет не исчезнет за горизонтом. Ему понадобится много времени, чтоб «успокоиться» и приняться за работу.
У первой группы детей на процесс возбуждения и торможения уходит одинаковое время. Ученики следующей группы с трудом отрываются от выполнения заданий. В этом случае процесс торможения превалирует над возбуждением. Последний случай выступает примером гиперактивного малыша.
Показатели и симптомы гиперактивности
Сможете ли вы точно сказать, гиперактивен ребенок или просто плохо воспитан? Связана его излишняя подвижность со вседозволенностью, или он просто не в силах контролировать себя? Существуют симптомы, по которым можно определить гиперактивность.
-
Даже самое увлекательное занятие не заинтересовывает ребенка надолго. Он легко и просто переключается с одного на другое.
По причине быстрой возбудимости, активное участие в подвижных видах деятельности.
Громкая, нечеткая речь. Построение монолога вызывает затруднение.
-
Множество суетливых движений.
Неопрятный внешний вид и неспособность следить за собой.
Отсутствие порядка в комнате и среди вещей.
В письменной речи допускают ряд характерных ошибок: отсутствие знаков препинания, в словах не хватает букв, нарушают их слоговую структуру.
Это не основные характеристики того, что ребенок гиперактивен. Главный признак этого состояния – сильное желание быть в постоянном движении. Ребенок не может без этого обойтись. Насильственное подавление этого желания чревато для него сильным нервным напряжением.
Поставить диагноз «гиперактивность» могут специалисты с помощью тестов. Но родители редко обращаются за помощью к детскому врачу-невропатологу. Обычно ребенку самому приходится адаптироваться к окружающему миру, но это не всегда проходит положительно.
Заблуждения взрослых
1.Родители совершают ошибку, наказывая малыша за чрезмерную активность. Нередко можно услышать фразы « сиди спокойно», «хватит вертеться» и др., которые не принесут ожидаемых результатов. Ребенок в этом случае перестанет заниматься одним делом и переключит свое внимание на другое. Разве можно отругать голодного за его желание есть?2. Взрослые из лучших побуждений пытаются ограничить малыша в двигательной активности. Они считают, что он не должен перевозбуждаться. Вместо пеших прогулок родители возят его на машине, а учителя ограничивают его в перемещениях на переменах. Так поступать не нужно. Ребенку необходима реализация потребности в движении.
3. Негативной стороной является полная вседозволенность в активных действиях. Малыш должен научиться контролю над своим состоянием. Увеличение отрезков времени для работы над собой помогут ему в этом.
Взрослые заблуждаются, думая, что такого ребенка нужно дисциплинировать и наказывать, заставляя вести себя спокойней. Но чем сильней давление, тем больше растет напряжение у малыша и ослабевает способность концентрации.
Когда у взрослых нарушается эмоциональный фон из-за навалившихся проблем, мозг перестает активно работать. Что говорить о малыше, который сталкивается с подобным?
Рекомендации
Воспитание такого малыша — очень непростое дело. Ребенок осознает, что с ним трудно справляться. Он неусидчив, получает в школе плохие оценки и низкие баллы за поведение. Такому малышу необходима помощь и поддержка.
Энергия ребенка должна иметь выход. В реализации этого помогут спортивные секции, танцевальные студии.
В каждом дне должны быть моменты, связанные с двигательной активностью: зарядка по утрам и вечером, пешие прогулки, короткие игры на переменах. Например, в течение урока ребенок может помочь учителю в выдаче карточек и тетрадей.
Перед тем как сесть за выполнение домашних упражнений после школы, ему необходимо подвигаться и поиграть
Особое внимание нужно обратить на рацион. В него должны входить продукты, на переваривание которых потребуется энергия.
Необходимо учить ребенка концентрировать внимание, с каждым разом усложняя задания.
Его действия должны иметь конечный результат, будь то решение примера или работа над рисунком.
Взрослые должны научить ребенка следить за своим внешним видом и порядком вокруг себя.
Если правильно организовать жизнь ученика и поддержать его в трудных моментах, то впоследствии он станет активной и энергичной личностью.
Особенности
Многие взрослые считают детей с таким диагнозом неполноценными. Но они ошибаются.
Дети с повышенной активностью обладают отличным воображением. Если направить его энергию в правильное русло, в дальнейшем из него выйдет превосходный специалист с индивидуальным подходом к делу.
У них очень гибкий ум. Это помогает им видеть сразу несколько решений одной задачи.
Это яркая и незаурядная личность. Он любит общаться и быть в центре внимания.
Энергичность и непредсказуемость помогает ему справляться с огромным количеством разных заданий.
Родителям стоит знать, что это отклонение не накладывает отпечаток на интеллект и одаренность. Этих способных малышей надо воспитывать, развивая их природные навыки. В основном это творческие личности, умеющие петь, танцевать, читать стихи, конструировать.
Последствия
Самостоятельно с этим синдромом ребенок не справится. Если это запустить, то в дальнейшем из малыша вырастет агрессивный по отношению к себе и другим человек. Даже обладая умственными способностями, он вряд ли хорошо окончит школу или поступит в высшее заведение. Трудности с трудоустройством могут привести к наркомании и алкоголизму.
Но если родители будут поддерживать малыша, давать советы, направляя его активность в нужное русло, из него вырастет прекрасная индивидуальная личность.
Надеемся, что наша статья помогла вам. Будем рады видеть вас и ваших друзей на страницах нашего блога и форума! До новых встреч!
Источник: