Человеческая память – это очень глубокий, возможно, бездонный колодец, куда попадает практически все, что мы когда-либо видим, слышим, испытываем. Но есть один вопрос – все ли, что попадает в нашу память, мы позже можем извлечь из темных, почти неизведанных глубин этого колодца?
Вопрос остается не до конца выясненным, поскольку ученые до сих пор не пришли к единому мнению на предмет того, на самом ли деле в памяти остается все, что происходи с нами и вокруг нас, или же часть ненужных воспоминаний со временем утрачиваются навсегда, канув в колодец памяти настолько глубоко, что извлечь их не представляется возможным.
Ученые попытались выяснить, можно ли извлечь из памяти воспоминая о незначительных или ничего не значащих когда-то событиях спустя какой-то период времени, повысив их ценность. Ведь, как известно, наша память хранит на поверхности очень яркие, эмоциональные, значимые события, будь они радостными или трагичными.
Вовсе неудивительно, что наши воспоминания о высокоэмоциональных событиях, таких как рождение ребенка, достаточно сильны. Но могут ли значимые события, произошедшие недавно, изменить наши воспоминания о прошлом?
Эмоциональное обучение позволяет усилить старые воспоминания
Интернет-издание Medical Xpress рассказывает об исследовании, в котором ученые пришли к выводу, что эмоциональное обучение может привести к усилению старых воспоминаний. Отчет об этом исследовании был опубликован в январе 2015 года в научном журнале «Природа» (Nature).
Ведущий автор исследования Джозеф Дансмур (Joseph Dunsmoor), защитивший докторскую диссертацию в Университете Нью-Йорка (New York University), отмечает, что люди постоянно контролируют окружающую среду и в процессе этого накапливаются бесчисленные детали. Большинство этих деталей забывается, но результаты нового исследования показывают, что наша память выборочно сохраняет также и полученную ранее информацию, которая на тот момент казалось незначительной, но более свежие, значимые или эмоциональные события могут помочь извлечь эти воспоминания из памяти.
Команда ученых из Университета Нью-Йорка провела серию экспериментов, чтобы проследить судьбу, казалось бы, несущественной информация, которая то ли была, то ли ее не было. Спустя некоторое время ученые повысили значимость этой информации, что и позволило понять, как обновляются воспоминания о прошлом (если они обновляются) на фоне новых эмоциональных познаний.
Исследование
Участников исследования попросили идентифицировать ряд изображений животных и инструментов. Примерно через пять минут к запястьям участников прикрепили электроды и снова показали новые изображения животных и инструментов, которые также необходимо было идентифицировать. Однако после того, как была продемонстрирована одна из категорий образов – либо животные, либо инструменты, участники получали слабый удар тока. Эта обычная процедура, которую использовали ученые во время своего исследования, была разработана, чтобы сделать одну категорию изображений более эмоционально значимой.
В ходе эксперимента ученые тестировали память участников либо сразу после просмотра всех картинок, либо после некоторой задержки. Неудивительно, что воспоминания об изображениях, которые демонстрировались в паре с ударом током, сохранялись лучше, чем воспоминания об изображениях, которые не были сопряжены с ударами током. Например, участники, которые во время просмотра изображений животных получили удар током, лучше помнили эти изображения, чем изображения инструментов, просмотр которых не сопровождался ударом тока.
Тем не менее, исследователи также обнаружили, что это эмоциональное обучение повлияло и на более давние воспоминания и извлекло из памяти изображения, которые участники видели до процедуры эмоционального обучения, когда невозможно было получить удар током. В частности, участники, получавшие удар током при последующем просмотре изображений инструментов, могли лучше вспомнить изображения инструментов, чем образы животных, которые они видели на картинках, показанных раньше. Кроме того, участники, которые при просмотре изображений животных получили удар током, лучше вспоминали образы животных, чем изображения инструментов, которые они видели раньше.
Другими словами, испытуемые могли извлечь воспоминания, которые сохранились в памяти при обычных обстоятельствах, так как позже они были напрямую связаны («животное» или «инструменты») с эмоциональным обучением. Эти усовершенствованные воспоминания о предыдущих обычных событиях проявляясь с запозданием, поскольку, как предполагают ученые, такое ретроактивное улучшение памяти происходит путем воздействия на воспоминания, сохраняющиеся в долговременной памяти.
Авторы исследования — Лайла Девечи (Lila Davachi) и Элизабет Фелпс (Elizabeth Phelps), профессор психологии и нейронауки, совместно проводившие это лабораторное исследование, — объясняют, что новые данные подчеркивают высокоадаптивный характер нашей системы памяти. Это позволяет предполагать, что наши воспоминания не только могут путешествовать назад во времени, чтобы восстановить события из прошлого, но также и то, что при получении новой важной информации или сведений можно обновить воспоминания о прошлом.
По материалам Medical Xpress
Источник: