Вклад Рф в сокровищницу мировой литературы за два прошедших столетия по-настоящему поражает собственной масштабностью и величием. Это практически волшебство, что в стране, прошедшей через деспотию королевского режима, две мировые войны и сталинские репрессии, нашлось время на создание воистину монументальных романов, поднимающих нескончаемые темы морали и нравственности.
Но не стоит обманываться. Российская литературная традиция постоянно противопоставила себя фактически всей мировой литературе. Ее неизменное рвение к обустройству и даже переустройству публичных отношений дозволяет и сейчас оставаться животрепещущими даже тем произведениям, которые были написаны несколько веков вспять.
Перед вами 10 величайших романов, достойных представлять литературу данной для нас величавой страны.
1. Миша Лермонтов, «Герой нашего времени» (1840)
До выхода этого по-настоящему новаторского романа российская проза была представлена маленькими произведениями, над которыми массивно и совершенно точно доминировала поэзия Александра Пушкина. Но с возникновением лермонтовского Печорина появился новейший идеал литературного героя – испорченного, лишенного всякой романтики, стремящегося к эталонам, которым он не способен соответствовать. Лермонтов назначил конец романтизма и начало величавой эры реализма в российской художественной литературе.
2. Николай Гоголь, «Мертвые души» (1842)
Роман Гоголя – это повествование о одном российском государе, который, приехав в маленькой провинциальный город, дает местным помещикам реализовать ему погибших крепостных фермеров («мертвые души»), которые формально числятся {живыми} до очередной Всероссийской переписи населения. Этот сатирический авантюрный роман в духе Сервантеса высится в гордом одиночестве на фоне всей остальной российской прозы благодаря собственной необычной и гротескной карикатуре на русскую провинцию. И хотя сам Гоголь утверждал, что он реакционер, юное поколение XIX века обращалось к его произведениям, вскрывая социальные язвы тогдашней русской реальности.
3. Иван Гончаров, «Обломов» (1859)
В собственном романе Гончаров, сделав основным героем представителя российского дворянства, соединил в одно целое животрепещущие для его времени вопросцы публичного и личного нрава. Обломов оказался практически зажатым меж «идиллическим» прошедшим, связанным с крепостнической Россией, и ее «новеньким», наиболее либеральным реальным. Романтизм Пушкина и зарождающаяся школа реализма, пропущенные через творческое сознание Гончарова, соединились в виде центрального персонажа воедино, сделав его одним из самых ярчайших воплощений сути российского дворянства в переходный период.
4. Иван Тургенев, «Отцы и детки» (1862)
«Отцы и детки» сделали то, что делали до их почти все романы российской литературы: стравили юное и старшее поколение читателей. Когда Базаров, бескомпромиссный нигилист, открыто противопоставляет себя отлично отлаженным устоям провинциальной жизни, читатели наивно симпатизируют и соболезнуют его конструктивным идеям. Но когда убеждения головного героя сталкиваются с нежданным для него вызовом в виде страстной любви и глубочайшей нравственной силы, он переживает большой внутренний кризис, ведущий к полному переосмыслению всех его взглядов и убеждений.
5. Николай Чернышевский, «Что созодать?» (1863)
Роман «Что созодать?» , написанный в то время, когда создатель находился в кутузке за антиправительственную деятельность, был в протяжении целого полвека возлюбленной книжкой революционно настроенной интеллигенции. Основная героиня романа Вера Павловна стремится к свободе и независимости от удушающего консерватизма окружающей ее русской реальности 2-ой половины XIX века.
Ленин утверждал, что это его возлюбленный роман. В героях произведения, с их возвышенными мыслями и умонастроениями, он лицезрел прототипы будущих революционеров, пришедших на замену поколению революционных демократов в романе Чернышевского несколько десятилетий спустя.
6. Фёдор Достоевский, «Грех и наказание» (1867)
1-ый из величавых романов Достоевского с его кажущейся на 1-ый взор неиндивидуальной историей убийства и последовавшими за ним событиями остается до нынешнего денька величайшей энциклопедией жизни русского городка XIX века, вместившей самые различные сведения: бедность, религия, семья и, естественно, злодейство. Решение Раскольникова, бывшего студента, поглощенного наполеоновскими мыслями о исключительности, совершить убийство старухи-процентщицы, приводит к самым потрясающим личным трансформациям, когда-либо зафиксированным в художественной прозе.
7. Лев Толстой, «Война и мир» (1863 – 1869)
Грандиознейший Белоснежный кит российской литературы роман «Война и мир» объемом в 1300 страничек вместил в себя сотки нравов и сюжетов, разворачивающихся на фоне провалившегося наполеоновского вторжения 1812 года. Толстого часто критиковали за манеру повествования, но описание эволюции его 5 основных героев – от детской наивности до опыта взрослых, почти все переживших людей – умопомрачительно буквально отрисовывают картину личной и публичной жизни в Рф начала XIX века.
8. Лев Толстой, «Анна Каренина» (1875-1877)
Еще до того, как пользующаяся популярностью южноамериканская телеведущая и продюсер Опра Уинфри похвалила величайшее произведение Толстого о взрослой и домашней жизни российских аристократических кругов, роман «Анна Каренина» был одним из самых важных произведений европейской литературы. Еще наименьший по размеру и количеству персонажей, чем «Война и мир», этот роман стал величайшим прототипом реализма и вместе с «Мадам Бовари» Флобера и «Миддлмарч» Элиота совершенно точно является эталонным в этом жанре.
9. Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы» (1879 -1880)
Избрать некое одно произведение из большущего литературного наследства Достоевского весьма тяжело, но роман «Братья Карамазовы» не только лишь продолжает сохранять статус 1-го из самых влиятельных произведений российской литературы, да и остается как и раньше одним из самых читаемых. Частично – история загадочного убийства, частично – исследование о вере, роман повествует о убийстве отца одним из 4 братьев и, подобно почти всем иным произведениям, со всей собственной превосходной, тревожащей силой провидения напористо поднимает вопросец о существовании и смысле Бога.
10. Максим Горьковатый, «Мама» (1906)
Одно из первых больших произведений литературы социалистического реализма роман Горьковатого «Мама», повествуя о жизни российской провинции в конце XIX века, разоблачает всю абсурдность и несостоятельность королевского режима. Взяв за базу историю жизни собственной бабушки, Горьковатый делает глубоко проникновенную картину российской жизни, с равномерно зарождающейся в ней потребностью идейного переосмысления реальности. Через десятилетие с маленьким это оказало большущее воздействие на революцию большевиков, изменившую Россию навечно.
Источник: